homepage
Фото: juzmedia.kz

21 миллиард на асфальт и бордюры: кто зарабатывает на ремонте дорог в Алматы?

15.06.2025, 11:53

В Алматы снова чинят дороги – на первый взгляд, ничего необычного. Но сумма, выделенная на замену бордюров и ремонт покрытия, вызывает вопросы: 21 миллиард тенге. Причем тендеры получают одни и те же компании. Почему городу вечно не хватает асфальта, бордюры меняют по кругу, а конкуренция среди подрядчиков минимальна? В материале Juzmedia.kz разбираемся, кто зарабатывает на алматинских улицах.

МЕНЯЕМ НОВОЕ НА…НОВОЕ?

Сезон госзакупок и дорожных работ в Алматы в самом разгаре. Но работа зачастую кипит на центральных улицах – там, где и без того дороги в приличном состоянии. Для алматинцев уже стало традицией каждый год недоумевать: зачем чиновники меняют асфальт, который пережил зиму без существенных и явных изъянов, и бордюры, которые еще год назад были новыми? Пока власти меняют вполне нормальное на «обновленное», в отдаленных микрорайонах города многие улицы даже «не видели» асфальта с момента своего появления.

Контрасты на улицах Алматы становятся символом неравномерного подхода к благоустройству. Вместо того чтобы устранять реальную инфраструктурную отсталость, бюджетные миллиарды снова оседают в зонах комфорта – где освоить проще и без особых жалоб.

На портале госзакупок – десятки тендеров, где на ремонт улиц и замену бордюров только в этом году выделены десятки миллиардов тенге.

МИЛЛИАРДЫ ПОД КОЛЕСАМИ

Итак, в конце мая чиновники Алматы провели 18 тендеров на средний ремонт дорог. Сумма, которую акимат выделит на это, колоссальная – 21 миллиард 288 миллионов 780 тысяч тенге. Заказчик всех работ – Управление городской мобильности. Причем абсолютно по всем тендерам сроки их проведения были одинаковы: 23 мая начался приемок заявок от потенциальных поставщиков, и уже 30 мая определились победители.

Так, на средний ремонт улицы Майлина (от аэропорта до ТР ВАЗ с тоннелями и съездами) акимат готов потратить 901 351 283 тенге. Ремонтироваться будет 2,67 километра, и важно подчеркнуть – сюда же входит устройство бордюров. То есть отдельными тендерами их замену не проводят. Достался этот подряд ТОО «BCS Construction». Чуть позже расскажем о компании подробнее, поскольку именно она выигрывает довольно «жирные» тендеры.

К примеру, именно эта компания возьмется также за ремонт 36 километров в Турксибском районе. За эти работы алматинцы заплатят 2,7 миллиарда тенге.

Причем на счету этой фирмы еще 4 выигранных тендера:

  • Средний ремонт улично-дорожной сети Жетысуского района (24,3 км) – 1 352 832 418 тенге
  • Средний ремонт улицы Кабанбай батыра (от ул. Кастеева до ул. Калдаякова, 0,8 км), улицы Богенбай батыра (от ул. Бутаковская до пр. Назарбаева, 2,2 км) – 610 669 278 тенге
  • Средний ремонт улицы Бухтарминская (от ул. Майлина до Талгарского тракта, 5,8 км) – 1 909 734 663 тенге
  • Средний ремонт улично-дорожной сети Алмалинского района (ул.Тлендиева от ул. Толе би до пр. Райымбека, 5,4 км) – 740 594 855 тенге.

РЕМОНТ ПО-КРУПНОМУ

Еще одна компания находится в числе лидеров по выигранным тендерам. Так, ТОО «ПСФ «АЛОНС» тоже досталось 6 солидных лотов. К примеру, в Наурызбайском районе фирма проведет средний ремонт 18 километров улично-дорожной сети на 1,1 млрд тенге.

Пять остальных заказов у этой компании не менее крупные:

  • Средний ремонт ул. Монке би (от ул. Онгарсыновой до ул. Мамбетова, 2,3 км) – 1 175 545 054 тенге
  • Cредний ремонта тротуаров, велодорожек, остановочных карманов и площадок – 1 339 285 714 тенге
  • Средний ремонт улично-дорожной сети Наурызбайского района (мкр. Калкаман, 27 км) – 1 238 868 339 тенге
  • Средний ремонт улично-дорожной сети Медеуского района (29,5 км) –
    2 113 385 072 тенге
  • Средний ремонт проспекта Достык (от пр. Аль-Фараби до ул. Казыбек би, 3,1 км), проспекта Назарбаева (от ул. Кажымукана до тупика,0,5 км), улицы Кажымукана (от пр. Назарбаева до ул. 8 Гвардейской Дивизии, 0,4 км) – 917 797 057 тенге

ОСТАТКИ СЛАДКИ

Остальные тендеры разделили между собой несколько компаний. Так, в 718 миллионов 880 тысяч тенге обойдется средний ремонт проспекта Серкебаева от аль-Фараби до Тимирязева. Приведение в порядок всего одного километра будет стоит алматинским налогоплательщикам 235,7 млн тенге, а ремонтировать будут всего 3 километра. Устройство бордюров, разумеется, тоже входит в смету. Достался этот тендер компании «Юнитри».

У «КазНИиПИ «ДОРТРАНС» - 2 лота. Один из них – в 714,9 миллионов тенге за ремонт улицы Жубанова от Садовникова до Момышулы. Другой оценили в 558,5 миллионов тенге за ремонт проспекта Улугбека от Момышулы до Саина.

Новое покрытие и бордюры также «увидит» улица Жарокова. Правда, всего отремонтируют 3 километра от Исиналиева до Утепова. Но обойдется это алматинцам «в копеечку» - 830 миллионов тенге. А за работы возьмется ТОО «Компания «АлматыДорСтрой».

Кстати, она же будет приводить в порядок 15 километров проспекта Дулати за 1,5 миллиарда тенге.

Последний тендер на 806,7 миллионов достался компании «ДРСУ-8». На эти деньги фирма отремонтирует 3,2 километра улицы Бекмаханова.

КТО СТОИТ ЗА ДОРОЖНЫМИ ПОДРЯДАМИ В АЛМАТЫ?

Всем этим компаниям досталась едва ли не «золотая» дорога. Однако две из них выделяются по-особенному. Ведь именно у них самые лакомые кусочки. Что о них известно, разберем детальнее.

По данным из открытых источников, «BCS Construction» зарегистрирована в 2009 году, в Алматы. Руководителем является некий Даулетчинов Канат Жанатович. А владельцем числится другая компания – «Бессары Плюс». В свою очередь учредителей у этой фирмы двое: Прокошин Петр Валерьевич и ТОО «GOODWAY LOGISTICS». Конечными бенефициарами компании значатся Петр Прокошин и Колбасова Лариса Владиславовна. Информации о них в открытых источниках нет.

С 2020 года «BCS Construction» является участником госзакупок и за это время заключил с госорганами 189 договоров на 89,4 миллиарда тенге. Причем, судя по налоговым отчислениям, хорошо зарабатывать фирма начала с 2020 года, как раз с момента участия в госзакупках. А в 2023-2024 годах она и вовсе перечислили в госказну по 460 миллионов тенге. А теперь представьте, какие дивиденды получают владельцы.

Интересный факт: несмотря на то, что компания воротит миллиардами, она задолжала в бюджет 36 611 тенге.

Разберем детальнее и ТОО «Производственно-строительная фирма «АЛОНС». Она зарегистрирована в Алматы в 2004 году. Руководит ею Байкалов Дмитрий, учредителем значится другая организация – ТОО «Бизнес парк «Станица». В свою очередь у этой компании двое учредителей – Банщикова Евгения Сергеевна и Банщикова Светлана Владимировна.

С 2016 года фирма принимает участие в госзакупках и заключила 94 договора на общую фактическую сумму 56,8 млрд тенге.

Таким образом очевидно, что крупные тендеры на ремонт и благоустройство достаются одним и тем же компаниям, чьи названия годами мелькают в списках подрядчиков. Вот только чем объясняется их успех – качеством работ или все же тесными связями и отсутствием реальной конкуренции на рынке госзакупок?

Теги:

Juzmedia

«Juzmedia» - ақпараттық-ағартушылық портал. Қазақ қоғамының өсуі, өзгеруі тұсында болып жатқан құбылыстарды мүлт жібермейтін сенімді ақпарат көзі. Атауына қатысты түсініктеме бере кетсек: Елде болып жатқан әр іс-әрекеттің сыртында адам, адамның бет-бейнесі, ЖҮЗІ бар. Яғни, жауапкершілігі, ар-ожданы деген сөз. Мейлі қарапайым адам, мейлі шенеунік осы түсінік аясынан алшақтамаса.