homepage
Фотоколлаж Juzmedia

100 школ, 100 больниц: как Старый Казахстан провалил очередную госпрограмму

08.07.2025, 10:00

Государственная программа «100 школ, 100 больниц» была анонсирована в 2007 году как прорывной шаг в модернизации социальной сферы Казахстана. На её реализацию были выделены миллиарды тенге из республиканского и местных бюджетов. Однако спустя годы выяснилось, что ее эффективность оказалась неоднородной: часть объектов построена, другие – заморожены, а часть средств ушла без ощутимого результата.

Корреспондент Juzmedia.kz проанализировал архивные данные и бюджетные документы, чтобы разобраться – сколько объектов реально было построено, насколько эффективно использовались средства, и кто виноват в провале такой громкой и долгосрочной госпрограммы времен Старого Казахстана.  

Политическая воля и старт программы

В послании народу в 2007 году тогдашний президент Нурсултан Назарбаев объявил о запуске масштабной программы: строительство 100 школ и 100 больниц по всей стране, в том числе в отдалённых и дефицитных регионах. Проект позиционировался как государственно-частное партнёрство (ГЧП) с целью привлечения внешних инвестиций и повышения качества жизни.

Согласно архивным данным, в 2007 году из республиканского бюджета было выделено 2,1 млрд тенге на реализацию части этой программы, направленной на развитие образовательной инфраструктуры:

«Указанная сумма, в рамках реализации проекта «Строительство 100 школ и 100 больниц на основе государственно-частного партнерства», была предусмотрена паспортом бюджетной программы 373005011 «Развитие объектов образования», утвержденного постановлением акимата г. Алматы от 12 декабря 2007 года № 10/1211 (с изменениями и дополнениями). В 2008 году на реализацию данной программы средства из республиканского бюджета не выделялись», - источник: Архив Президента РК. Ф.146-Н. Оп.1. Д. 906а, Л.98-99.

Что было построено?

В выписке из президентского архива содержится пообъектная детализация:

  • В Кызылординской области в 2007-2008 гг. начато строительство родильного дома, туберкулёзных больниц и поликлиник – общий объём трансфертов составил 933,5 млн тенге, из которых 342 млн тенге – по линии «100 школ и 100 больниц».
  • В Жамбылской области, по отчётам 2013-2015 гг., завершено строительство городской детской больницы на 200 коек и амбулаторно-поликлинических учреждений.
  • В Алматинской области по данным 2015 года построено 8 крупных объектов на сумму 18,9 млрд тенге, включая ЦРБ, родильный дом, туббольницу и поликлиники.

При этом ранее три проекта в Таразе были заморожены из-за отсутствия финансирования.

«Строительство областной многопрофильной детской больницы на 200 коек в г. Тараз не начато из-за отсутствия финансирования...», - источник: Архив Президента РК, Ф.146-Н, Оп.1, Д.1294).

Интересная ситуация сложилась с Северо-Казахстанской областью. Согласно все той же выписке из Архива Президента РК, в рамках проекта «Строительство 100 школ и 100 больниц» в 2008 году в этой области был взят задел на строительство 4 объектов здравоохранения, в числе которых поликлиники, тубдиспансеры, центр крови. В том же году на эти цели было в полном объеме освоено 438,1 млн тенге из республиканского бюджета.

Однако 10 лет спустя в 2018 году тогдашний министр здравоохранения Елжан Биртанов заявлял, что за это время по государственной программе «100 школ, 100 больниц» в Петропавловске не построено ни одной больницы.

При этом согласно официальной документации из архива четко сказано, что средства были освоены.

«В рамках проекта «Строительство 100 школ и 100 больниц» в 2008 году началось строительство 4 объектов здравоохранения, на которые в 2008 году были выделены и освоены средства в сумме 438,1 млн. тенге, в том числе: межрайонного противотуберкулезного диспансера на 100 коек с поликлиникой на 90 посещений в селе Пресновка Жамбылского района 76,4 млн. тенге; межрайонного противотуберкулезного диспансера на 100 коек с поликлиникой на 90 посещений в селе Новоишимское района Г. Мусрепова 76,4 млн. тенге; областного центра крови в городе Петропавловске 200 млн. тенге; поликлиники на 500 посещений в 19 микрорайоне города Петропавловска - 78,1 млн. тенге», - источник: Архив Президента РК. Ф.146-Н. Оп.1. Д. 1012, ЛЛ.105-106, 116-117. 

Не выдержала критику госпрограмма и по другим областям Казахстана. Так, примерно через год после ее запуска и чиновники, и журналисты критиковали ход реализации, заявляя о срывах или недостаточном качестве возведенных объектов. Нападки в основном касались тогда еще Южно-Казахстанской (ныне Туркестанской) области, также Кызылординской области, которой, к слову, из республиканского бюджета выделили 933,5 млн тенге на строительство 5 объектов здравоохранения.  

«Сумма принятых Управлением строительства обязательств за 2008 год составила 933,5 млн. тенге. Кассовые расходы 2008 год составили на сумму 913,7 млн. тенге», - уточняется в выписке из Архива Президента РК, Ф.146-Н. Оп.1. Д. 998, ЛЛ.29-35.

К сожалению, официальный источник не дал информации о том, были ли построены и сданы в эксплуатацию эти объекты. Однако год спустя тогдашний вице-министр образования и науки Куляш Шамшидинова раскритиковала ход строительства всех пяти объектов здравоохранения в Кызылординской области. На просьбу редакции Juzmedia.kz дать интервью и рассказать о тех событиях подробнее чиновница отказалась, сославшись на летние каникулы.

Отметим, редакция Juzmedia.kz направила запросы в акиматы Кызылординской и Северо-Казахстанской областей для уточнения информации о том, были ли все-таки построены объекты в рамках программы «100 школ 100 больниц» на эти уже освоенные суммы.

Касаемо Южно-Казахстанской (ныне Туркестанской области), для которой в рамках президентской программы было решено построить 39 школ и 9 больниц, картина также весьма неутешительная, так как на эти цели областному бюджету правительство выделило 18 млрд. тенге.

В акимате Туркестанской области нам ответили, что большинство объектов остались в Шымкенте (то есть тогда еще в ЮКО), а значит они не могут дать информацию по количеству имеющихся объектов сегодня. При этом в акимате Шымкента заявили, что по этой госпрограмме в области значится всего 4 школы.     

Проблемы реализации и неэффективность

Несмотря на значительные вложения, реализация программы сопровождалась нарушениями сроков строительства, неосвоенными средствами, отсутствием реальных запусков по ряду объектов, штрафами подрядным организациям за проектные просчёты.

Так, например, в январе 2009 года прокуратура Кызылординской области совместно со специалистами УГАСК провела проверку в Управлении строительства области в рамках исполнения программы «100 школ и 100 больниц».

По итогам проверки было установлено, что по четырём договорам на проектные работы подрядчики допустили нарушения, в результате чего сумма неудержанных штрафных санкций составила 4,25 миллиона тенге.

«Общая сумма неудержанных штрафных санкций по 4 договорам проектных работ составила 4,25 млн тенге. На момент контроля средства перечислены в доход республиканского бюджета», - сказано в выписке из Архива Президента РК, Ф.146-Н, Оп.1, Д.998).

В некоторых же случаях (как в Таразе), проекты и вовсе так и остались на бумаге, несмотря на начатое проектирование и распределение денежных средств.

Что в итоге?

Несмотря на масштабность проекта и миллиардные вливания, реализация программы «100 школ, 100 больниц» показала классическую для Старого Казахстана картину: размытые цели, неравномерное исполнение и отсутствие прозрачного учета. По разным оценкам, только за 2007-2015 годы было потрачено свыше 60 миллиардов тенге, не считая софинансирования из местных бюджетов. Часть объектов действительно была построена и работает, но многие так и остались на бумаге или замерли на этапе «вечного строительства». На местах отвечали акиматы, ведомства, а контроль вёл Счетный комитет. Однако ни один из этих органов не обеспечил полноценной и равномерной реализации по всей стране.

Инициатором сей программы стал Нурсултан Назарбаев – и это лишь одна из многих громких инициатив его эпохи, которые начинались с пафосных лозунгов, а заканчивались, мягко говоря, на полпути. Как и многое в архитектуре «Старого Казахстана», идея шла сверху, реализация буксовала снизу, а результат зависал где-то посередине между неэффективностью, формализмом и статистическим отчётом ради галочки. В итоге – очередная дорогостоящая программа, не ставшая ни символом модернизации, ни примером успешного ГЧП, а скорее напоминанием о том, как не надо управлять развитием страны.

Автор: Динара Канжагалинова

Juzmedia

«Juzmedia» - ақпараттық-ағартушылық портал. Қазақ қоғамының өсуі, өзгеруі тұсында болып жатқан құбылыстарды мүлт жібермейтін сенімді ақпарат көзі. Атауына қатысты түсініктеме бере кетсек: Елде болып жатқан әр іс-әрекеттің сыртында адам, адамның бет-бейнесі, ЖҮЗІ бар. Яғни, жауапкершілігі, ар-ожданы деген сөз. Мейлі қарапайым адам, мейлі шенеунік осы түсінік аясынан алшақтамаса.